Скачать Философия Другого [Точка интеллекта] [Иван Негреев]

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Elliot

Администратор
Регистрация
3 Дек 2014
Сообщения
123.838
Реакции
188.117
Философия Другого.Точка интеллекта.Иван Негреев.

[IMG]


Категория другого в истории философии появляется совсем не сразу, и актуальной до конца становится, пожалуй, только в девятнадцатом и уже в двадцатом веке.

Для античной философии Другой, скорее общественная категория. Другой, как тот, с кем мы живем, с кем мы взаимодействуем, в конце концов, как тот, в ком мы нуждаемся. Ведь, как известно, человек — животное общественное, и вот это самое общество — это и есть общество Других. В этом кроется огромный потенциал для будущей философии, философии Другого. Ведь, если человек — животное общественное, и это само по себе определение человека, значит, человеку для того, чтобы быть человеком, необходимо общество Других, то есть альтер-эго, общество не-я. Необходимо для того, чтобы человеком быть и чтобы человеком считаться.

Такой взгляд на другого и такая проблематика другого в целом сохраняет свою актуальность и в Средневековье, лишь обогащаясь христианской этикой, потому что вся христианская этика — это, в общем-то, этика Другого. Служение ближнему и вообще взаимодействие с ближним, категория любви, глубоко христианская категория, тоже связана с категорией Другого, с понятием Другого. Ведь любить Бога, любить ближнего — это, в общем-то, значит любить Другого, кого-то Другого.

Эпоха Возрождения, Новое Время, Просвещение — всё это проходит под тем же лозунгом, развиваются всевозможные программы, идеи равенства, братства, но всё это восприятие Другого, прежде всего, как и в Средние века, через этическую проблематику, через этическую призму, через понятие морали, нравственности.

Однако, с развитием немецкого идеализма, с появлением Фихта, его философии «я и не я», проблематика Другого меняется и обогащается. Теперь Другой — это не просто кто-то снаружи меня, не просто какой-то человек ближний и даже не Бог, а это некая внутренняя трансцендентальная категория, которая находится внутри меня самого. Таким образом, Другой становится вписан в собственное «я» и, в общем, является неотъемлемой частью самого мыслящего субъекта. Иными словами, не «я», Другой необходим для существования этого «я», для его самоопределения, для его внутреннего функционирования. Ну и, в общем-то, другой вписан в самого субъекта.

Идеи Фихте будут перерабатываться творчески и переосмысливаться Гегелем. В философии и феноменологии гегельянской Другой — это, опять-таки, необходимая категория внутреннего развития. Другой становится необходимым антитезисом. Без него становится невозможно мыслить собственную эволюцию. Ну и, в принципе, эта эволюция не может двигаться, не может быть никакого развития. И, в общем-то, в философии Гегеля самодостаточное одиночество, по большому счёту, тождественной смерти и полной остановки.

По разложению и Гегель будет развиваться и в творчестве Ницше, и в феноменологии Гегеля. И, конечно, вершины своего развития, наверное, достигнет в европейском экзистенциализме. Причём, как в его религиозной форме, так и в нерелигиозной форме. Знаменитый афоризм «Ад — это другие» принадлежит Жанну Полю-Сартру. И, в общем-то, это одно из ярчайших определений того, что такое другой, и проблематика другого в экзистенциализме.

Обо всём этом мы попробуем поговорить на нашем обзорном курсе, посвящённом проблеме другого. Коснёмся философских, феноменологических и даже психологических аспектов. Потому что, разумеется, такие крупные фигуры из психологии, как Фрейд, Юнг, да и вся психология, построена на проблеме Другого. И это глобальная проблема не только философского, но и, в целом, такого кросс-дисциплинарного порядка.

16 августа 2023


ДОСТУП К СКЛАДЧИНАМ
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.